.

Дети-исследователи

Консультация Асламовой Елены Васильевны

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать  - это нормальное, естественное состояние ребенка.

Замечательный российский педагог Александр Ильич Савенков считает, что ребенок, делающий «открытие», идет тем же путем, что и ученый, совершающий настоящее открытие. Самые ценные знания – не те, что получены ребенком в готовом виде, усвоены путем выучивания. А те, что добыты самостоятельно, в ходе собственного творческого исследовательского поиска.

Задача взрослых – поддержать интерес ребенка к исследовательской деятельности и научить его самостоятельно искать новые сведения о мире. Исследуя и экспериментируя, дети удовлетворяют не только потребность в новых знаниях, но и в самом процессе добычи этих знаний.

Поощряйте в детях их природную любознательность. Помните: на предметах, которые всегда есть у вас под рукой, можно объяснить многие детские «почему» Вашего ребенка.

Вот, например,  какие эксперименты мы хотим предложить Вам провести с ребенком дома.

Занимательные опыты для ребенка с родителями

Воздушные бутылочки

Наметьте на полу круг ленточным корректором и положите в него мелкие предметы, например: обрезки бумаги, перышки, кусочки пенопласта. Дайте ребенку пустую чистую бутылочку из-под кетчупа (горчицы или жидкости для мытья посуды). Пусть он выдувает предметы из круга струей воздуха из бутылочки.

«Летуны» и «падуны»

Сложите в корзину разные предметы, например: перышки, обрезки ткани, пуговицы, шайбы и т.д. Чтобы определить, какие предметы можно назвать «летунами», а какие «падунами», нужно подбросить их вверх по одному. Если предмет постепенно опускается вниз, то это «летун», а если сразу же падает – то «падун».

Изюминки и воздушные пузырьки

Налейте в прозрачный стакан газированную воду. Бросьте в стакан 4-5 изюминок. Через 40-60 секунд дети увидят, что изюминки в стакане начали подниматься и опускаться. Помогите ребенку понять, что пузырьки воздуха в воде дают изюминкам возможность подняться вверх.

Все жидкости текут

Дайте ребенку бумажную тарелку, разделенную линией пополам. Попросите ребенка повернуть тарелку так, чтобы линия располагалась горизонтально. Покажите, как налить или выдавить на верхнюю часть тарелки ложку крема для рук, клея, зубной пасты, воды. Теперь нужно слегка приподнять верхнюю часть тарелки. Жидкости текут вниз. Попросите ребенка ответить на вопросы:

Какая жидкость течет быстрее?

Какая жидкость течет медленнее?

Все ли вещества на тарелке жидкие?

Почему одни жидкости текут быстрее, а другие медленнее?

Объясните, что все жидкости текут, но одни быстрее, а другие медленнее. Это зависит от густоты или вязкости жидкости. Обратите внимание на новое слово для ребенка «вязкость». Вязкость – это «внутреннее трение» жидкости.

Как быстрее растопить лед

Возьмите несколько бумажных стаканчиков и положите в каждый кубик льда. Попросите ребенка расставить стаканчики со льдом в комнате – на солнце и в тени. Пусть ребенок время от времени проверяет, в каких стаканчиках лед тает быстрее, а в каких медленнее. Попросите ответить, что нужно, чтобы лед растаял быстрее? Через несколько дней можно повторить эксперимент. Теперь посыпьте кубики льда солью. Как это повлияло на скорость таяния льда?

Исчезающие рисунки

Дайте ребенку кисточку для рисования и небольшое пластмассовой ведерко с водой. Пусть он рисует водой на листах бумаги. Вскоре вода исчезнет. Объясните ребенку, что он только что наблюдал явление «испарения». Во время прогулки дайте ребенку ведерко с водой и широкую кисточку. Попросите «покрасить» водой тротуар, стену дома, игрушки. «Рисунки» продержатся некоторое время и исчезнут, как только испарится вода.

Растворится или не растворится?

Возьмите 5 одинаковых прозрачных стаканов и наполните их водой. Положите около первого стакана камушек, около второго – сахар, около третьего – лист, около четвертого – соль, около пятого – лимонную кислоту (молотый перец). Попросите ребенка угадать, что растворится в воде, а что нет. Проверьте правильность предположений ребенка.

Как получается песок

Дайте ребенку 3 камушка и лист бумаги черного цвета. Теперь, если потереть камушки друг о друга, то на бумаге появится песок. Объясните, что песок появился от трения и разрушения камней. Ребенок должен заметить, что камни нагрелись, - это еще один результат трения. Пусть ребенок посмотрит на песок через увеличительное стекло. Песчинки похожи на маленькие камушки!

Скорость падения

Подготовьте мелкие предметы: перышки, шарики, кусочки пенопласта, кубики, кусочки губки, ватные шарики и камушки. Ребенок по очереди бросает предметы с одинаковой высоты, а затем делает вывод: какие предметы падают быстро, а какие медленно.

Найди металлические предметы

Дайте ребенку небольшой магнит и попросите пройти по комнате – найти металлические  и неметаллические предметы. Выполнив задание, ребенок должен назвать как можно больше металлических предметов.

Магниты дома

Попросите ребенка найти дома способы применения магнитов. Магниты используются в дверцах шкафов и холодильников, а также специальных держателях для канцелярских скрепок. Есть ли у кого-нибудь дома магнитная отвертка?