Консультация воспитателя Бойко Н.И.
Для того чтобы рисование, лепка и другие виды изобразительного искусства были для ребенка любимым и желанным занятием, он должен чувствовать себя в таком творчестве счастливым и успешным. И если взрослые часто критикуют детские работы, поучают юного художника, навязывают свое видение мира, у ребенка постепенно пропадает вера в собственные силы. Так уж устроены дети, что любят заниматься тем, что у них получается.
А если их рисунки плохи, зачем же тогда вообще рисовать? Кроме того, активное вмешательство взрослых в процесс рисования, лишение ребенка инициативы приводит к тому, что ребенок как бы закрывается в своей раковине, перестает рисовать, чтобы не растерять остатки созданного им собственного мира.
Думаю, что все вышесказанное не о вас. Вы, конечно, восхищаетесь работами своего маленького художника, неизменно хвалите его рисунки, радуетесь вместе с ним успехам и открытиям, выказываете искреннюю заинтересованность его фантазиями и придумками. Если ребенок на какое-то время перестал рисовать – это не повод для огорчения. Может, в данный момент он увлечен чем-то другим, более важным. А может, привычный стиль рисования ему уже не интересен. Значит, пришло время пересмотреть свое отношение к этому виду творчества и внести в ваши игры и занятия свежую струю. Однообразие утомляет и надоедает. Когда маленький художник имеет в своем арсенале только фломастеры или, скажем, карандаши, процесс рисования может ему наскучить.
К счастью, сейчас можно купить практически любые материалы для творчества, и их ассортимент настолько разнообразен, что скучать ребенку не придется. Многие родители сталкиваются с проблемой – какие материалы и какого качества нужно приобрести своему ребенку для работы дома. Для каждого возраста существует список материалов, без которых нельзя обойтись, а также материалы, дополняющие и расширяющие возможности творческого процесса.
Список материалов по изодеятельности для детей 6-7 лет:
- Бумага - альбом для рисования, цветная.
- Карандаши цветные – от 8 цветов и более фирмы Faber – Castell, Erich Krause или Carioca.
- Простой карандаш – ТМ.
- Акварельные краски – с фиолетовым цветом (Россия).
- Гуашевые краски - от 8 цветов и более («Луч», «Гамма»).
- Кисть - белка, № 3 и № 6 (Россия).
- Пластилин - от 8 цветов и более.
- Ножницы – с закругленными концами.
дополнительно:
- Бумага – ватман, обои.
- Мелки – восковые, школьные.
Ну, вот теперь все готово чтобы начать творить! Но сначала подготовим наши пальчики. Вот пример пальчиковой гимнастики:
В гости к пальчику
большому
Пальцы рук поднять вверх, пошевелить большими пальцами
и прижать их к ладони.
Прибегали прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный
Прижать к ладони те пальцы, о которых говориться.
И последний- Пошевелить мизинцами и сжать кулаки.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Постучать кулак о кулак.
Все пальчики - друзья! Пожать ладони, меняя их.
Друг без друга нам нельзя! Пальцы одной руки соединить с соответствующими пальцами другой руки. Большую ошибку допускают родители, когда наказывают ребенка трудом, дети начинают рассматривать труд как наказание.
Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения самому найти себе занятие.
Предоставление ребенку возможностей для проявления самостоятельности не означает, однако, самоустранения взрослых от заботы о нем, о его режиме, досуге и многом другом. Малыш нуждается в мудром руководстве (но не ежеминутной опеке!) со стороны взрослых, умело направляющих его активность. Он еще не в состоянии постоянно занимать себя сам. Подсказать ребенку занятие, показать, как обращаться с новой игрушкой, не подавляя инициативы малыша, — дело такта взрослых.
Повседневная жизнь предоставляет множество разнообразных возможностей для воспитания у ребенка желания быть самостоятельным. На прогулке полезно обратить внимание малыша на проявления этого качества у других детей, а читая книжку — у персонажей литературных произведений. Если ребенок не сразу сообразит, как сложить разрезные картинки или кубики с картинками, не надо торопиться подсказывать, полезнее предложить ему догадаться самому.
Решающее значение в воспитании ребенка имеет вся атмосфера, принятая в семье, взаимоотношения между родителями и детьми. Доброжелательность, стремление помочь друг другу оказывают благоприятное влияние на формирование личности ребенка и, в частности, самостоятельности.