«С детьми играем - речь развиваем!»

Консультация учителя-логопеда, Власенко Елены Николаевны.

Речь ребенка совершенствуется на протяжении всей жизни, но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи.

Игры на развитие речи детей начиная с самого раннего возраста.

1. «Разговариваем по телефону». Поскольку ребёнок, разговаривая по телефону, не может собеседнику ничего показать жестом, увидеть его, это способствует развитию устной речи. Договоритесь предварительно с собеседником о том, какие слова знает хорошо малыш, на какие вопросы сможет ответить. Пусть сначала ребёнок отвечает коротко «да» или «нет». Постепенно начинайте задавать более сложные вопросы. Сделайте каждодневный разговор с бабушкой или дедушкой ритуалом.

2. «Отвечаем на вопросы». Задавайте малышу больше вопросов за день. Только не надо его экзаменовать и перегружать вопросами в духе, какой домик большой или маленький, какого цвета машина. Постарайтесь жить его интересами, интересоваться его проблемами. Ваша задача – чтобы ребенок получал удовольствие от того, что он общается с вами. Пусть малыш проявляет различные эмоции, а вы восхищайтесь и искренне интересуйтесь его мыслями, мнением в отношении самых разных вещей. Подключите к игре папу. Пусть ребёнок вечером расскажет отцу, где гулял, что ему понравилось, что он видел. Если речь ребенка затруднена, задавайте ему наводящие вопросы. Играя в ролевые игры с машинами или солдатиками, спросите, что дальше будут делать персонажи игры, куда поедут,  что будут кушать и тому подобное.

3. «Что бывает…. Какое бывает…». Описывайте с ребенком свойства знакомых предметов. Например, начните фразу «Мягкой может быть подушка, а ещё хлеб, а что ещё может быть мягким». Пусть малыш придумает свой вариант. Если не получится, закончите фразу сами. И попробуйте предложить другой вариант прилагательного. Ещё один вариант: «Мячик может быть большим и маленьким, красным или синим, резиновым или пластмассовым».

В такие игры можно играть по дороге в детский сад или сидя где-нибудь в очереди. Попросите ребенка задать вам задание, а вы умышленно допускайте ошибки. Так вы сможете проверить малыша на внимательность.

4. «Что сначала, что потом». С помощью игр с карточками, книг, познакомьте ребёнка со словами «сначала» и «потом». Когда он станет понимать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы: сначала наливают компот, потом пьют. Дальше начните запутывать ребёнка, пусть он ищет ваши ошибки в речи. Сначала морковку кладут в суп, потом моют и чистят. Меняйтесь с малышом местами, он начинает фразу – вы заканчиваете.

5. «Что будет, если… ». Очень простая, но развивающая устная игра как средство развития речи. Вопрос задаёте вы – малыш отвечает. «Что будет, если мяч упадёт в лужу? » Потом пусть он задаст вам подобный вопрос.

6. «Что можно делать с … ». Вы говорите: «Мяч можно бить ногой, катать, кидать, ронять, отбивать ракеткой, а ещё… », «Воду можно налить, в ней можно купаться, а ещё… ». На стуле сидят, а на кровати лежат. Печенье едят, а компот …. Суп варят, а котлеты ….

7. «Кто что делает». Правило такое же, как и в других устных играх, ребёнок должен ответить на вопросы. Начните так: Снег – тает, идёт. Машина – гудит, едет. Назовите одно действие, а ребёнок пусть подберёт к нему предмет: Горит – огонь, звезда, печь и т. д. Спросите у ребёнка о какой-нибудь профессии или животном: Кто готовит еду? Кто носит орешки в дупло?

8. «Что где? Кто где?». Попробуйте вместе определить, что у вас находится в каждой комнате. Что стоит у нас в зале? Где у нас находится холодильник? Ребёнок может отвечать односложно – на кухне, в ванной комнате, или более развёрнуто – на кухне в верхнем шкафу. Затем отправьтесь в путешествие на улицу или в лес. Кто сидит и умывается у подъезда.

9. «Что внутри?». Родитель называет место или предмет, а ребёнок должен сказать, что или кто внутри. Больница – врач, пациенты. Булочная – хлеб. Магазин – продукты, покупатели. Шкаф – одежда.

10. «Угадай, кто это?». Взрослый называет прилагательные, относящиеся к определённому животному, а ребёнок должен угадать. Злой, серый, голодный, зубастый (волк) Коротконогий, трудолюбивый, колючий, маленький (ёж).

11. «Больше, чем… Меньше, чем». Вы называете предмет, а ребёнок должен назвать животное или предмет больше или меньше загаданного. Например: стул меньше чем стол, слон больше чем мышка.

12. «Один – много». Начните задание сами, давая возможность ребенку подобрать правильное слово: «Стул – стулья, кастрюля – кастрюли и т.д.».

13. Для детей, которые хорошо знают порядковый счёт, можно сыграть так: «Один дом, два дома, три дома и т. д. ». Потом попробуйте обратно: «Десять домов, девять домов…». Тематика для слов может быть разнообразна.

Развитие речи детей через игру покажет прекрасный результат. Главное, сделать этот процесс интересным и увлекательным, чтобы детские игры для развития речи приносили удовольствие вам обоим, и тогда от них будет немалая польза!