Вы можете задать вопрос специалисту прямо на сайте.

Для этого заполните форму и отправьте нам.

Написать вопрос

«Развитие связной речи детей дома»

Консультация Брошко Лидии Алексеевны, апрель - 2020г.

«Навык правильной речи, как все добрые навыки, приобретается в семье»

(Е. И. Тихеева)

Благоприятная языковая среда в семье - условие развития речи детей. Чем больше ребёнок общается с близкими людьми и родителями, тем интенсивнее и качественнее происходит его речевое развитие. Связная речь-это умение владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, слушать их и быть внимательным к ним и многое другое. Всему этому ребёнок учится с помощью взрослого в дошкольные годы.

Какие условия необходимо создать в семье для развития речи ребёнка?

1. В общении с ребёнком следите за своей речью.

2. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности.

3. Не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4. Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка.

5. Не смейтесь над речью малыша.

6. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.

7. Поощряйте малыша, чаще хвалите, радуйтесь его успехам, подбадривайте его, если что-то не получается.

Играя с малышом, можно поупражнять его в правильности согласования имён существительных с разными частями речи. Скажите: «Сейчас к нам в гости приедут игрушки, а ты скажешь, кто приехал». Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал в гости?» Ребёнок должен дать полный ответ: «К нам в гости приехала кукла (кошка, собака)». Называя количество предметов, ребёнок употребляет слова " один ", " много ". Во время уборки игрушек необходимо обратить внимание ребёнка на то, куда " разбежались " игрушки (что /кто) где находится): кубики лежат на полу, зайчик спрятался за шкаф, машина заехала под стол и. т. д.

Взрослый говорит: «Давай всё расставим по местам: кубики сложи в коробку, зайчика посади между куклой и медведем, машину поставь на полку». Затем спрашивает: «Что ты убрал? Куда поставил (положил)?»

Как знакомить дошкольника с окружающим миром? Гуляя, например, в парке, объясните ребёнку «из чего состоит дерево» (ствол, корни, ветки, листья, научите его узнавать наиболее распространённые породы деревьев (берёзу, липу).

Когда вы приходите из магазина с покупками, не торопитесь выкладывать их на стол. Сделайте это вместе с сыном или дочерью. Вынув из сумки продукт, задайте малышу вопросы: «Что это?», «Какой он по цвету, по форме, по размеру?», «Что можно приготовить из этого продукта?», «Как назвать одним словом?». После возвращения малыша с прогулки можно спросить: кого (или что) он видел на улице? С кем играл? Какие игрушки были   у Миши (у Маши? Добивайтесь, чтобы ребёнок давал полные, развёрнутые, подробные ответы.

Как развивать связную речь?

Связная речь имеет две формы:

  • диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми),
  • монологическую (речь одного человека).

Начинать развивать связную речь ребенка лучше всего с пересказа. Учить малышей 3-4 лет связной речи лучше всего с простого воспроизведения хорошо знакомых им сказок: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба». Ребенок рассказывает вместе со взрослыми, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляет отдельные слова: «Посадил дед …. Что? (репку)». Постепенно становится возможным использование подсказывающих вопросов, на которые ребенок отвечает целым предложением. Так, после чтения сказки «Курочка Ряба»можно предложить ребенку пересказать ее. Взрослый: «Жили - были дед да баба». Кто жили-были? (ответ ребенка.). «Была у них курочка Ряба». «Кто у них был?» После этого можно переходить к пересказу маленьких рассказов Л.Н.Толстого, К.Д. Ушинского и др. При пересказе прозы надо следить, чтобы ответы ребенка были как можно ближе к художественному тексту. Поэтому, вопросы должны помогать ребенку полнее  использовать не только словарь, но и синтаксис текса. Если ребенок забыл текст, ему надо подсказать. Например, пересказывается сказка Л.Н. Толстого «Три медведя». Взрослый задает вопрос: «Где были медведи, когда Маша забрела в их домик?», «Сколько комнат было в медвежьем домике?» Если ребенок затрудняется ответить на вопрос полностью, ему надо помочь наводящими вопросами. Например, если ребенок не может ответить на вопрос: «Как вели себя медведи, когда увидели, что кто-то трогал их еду?», можно спросить: «Скажи, каким голосом заревел Михайло Иванович» и т.д.

Полученные в детском саду навыки по составлению связных текстов необходимо закреплять в семье.

  • составление рассказов по семейным фотографиям (рост малыша, летний отдых и т.п.);
  • рассказы по сериям картинок (от 3-х и более);
  • работа с книгой (перед прочтением новой книги вначале, рассмотрите ее вместе с ребенком. После чтения не спешите закрыть книгу. Спросите ребенка, о чем читали, что понравилось, что запомнилось, что удивило, как он относится к героям сказки, рассказа).

Формировать интерес ребенка к театрализованной деятельности.

Для того, чтобы произошло развитие детей, необходимо поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности, рассказывать родным и близким о сценических «достижениях» малыша, предлагать в домашних условиях порадовать окружающих своими достижениями.