Консультация учителя-логопеда Проненко О.А.
Согласно статистике в настоящее время увеличивается количество детей с нарушениями речевого развития.
Речь таких детей характеризуется очень нечетким и нестабильным звуковым оформлением. Все чаще логопеды-практики сталкиваются в работе с такими нарушениями, которые требуют длительной коррекции, и она не всегда дает стойкий результат.
В чем же причины речевых нарушений?
1 причина – протекание беременности. Речь – это функция, которая обеспечивается работой головного мозга. Еще в утробе матери закладывается правильная речь. На состояние речи ребенка в период беременности влияют:
- Наследственность;
- Воздействие радиации, химических веществ;
- Наркомания; алкоголизм;
- Курение;
- Прерывание беременности в прошлом;
- Токсикоз;
- Резус-конфликт;
- Стрессы и нагрузки матери.
2 причина – это протекание родов. Асфиксия, обвитие пуповиной, черепно- мозговые травмы ведут к речевым нарушениям разной степени.
3 причина – период раннего развития. Дети, подверженные частым инфекционным заболеваниям, воспалению среднего уха, получившие черепно- мозговые травмы нередко отстают в речевом развитии.
4 причина – речь окружающих взрослых. Картавость, заикание, сбивчивая речь, неправильное согласование слов у ребенка могут быть следствием подражания речи взрослого.
5 причина – «двуязычие» в семье.
6 причина – низкая потребность ребенка пользоваться речью как основным способом общения с другими людьми. В таких случаях родители выступают «переводчиками» речи ребенка, ссылаясь на то, что они хорошо понимают по интонации, эмоциям и жестам своего ребенка.
Базовым периодом становления речи является возраст от 0 до 5 лет. Именно в этот период происходит интенсивное формирование психофизических функций, что дает основу эффективной коррекции нарушений. Важно не пропустить этот момент, вовремя скорректировать речевые проблемы и тогда речь ребенка будет соответствовать установленным возрастным нормам.