Консультация Быковской Елены Алексеевны, октябрь 2020г.
Многие родители считают, что, если ребёнок к семилетнему возрасту научился читать, писать и решать примеры, то он полностью готов к школьному обучению.
Эта позиция ошибочна. Поскольку дошкольнику недостаточно владеть определённым уровнем знаний, умений и навыков, чтобы освоить школьную программу.
У ребёнка к семи годам должна быть сформирована психологическая готовность к обучению в школе. Это тот необходимый уровень развития, который позволит ему быть успешным не только в процессе учёбы, но и в общении со взрослыми и сверстниками, а также в осознании внутренней позиции школьника. Почему дошкольник должен быть готов к школе именно психологически?
Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно: в играх; в труде; в общении со взрослыми и сверстниками; в непосредственно образовательной деятельности. Ребёнок, психологически готовый к школе, быстрее адаптируется к процессу обучения и школьной жизни. Ему легче наладить взаимоотношения с учителями и одноклассниками, завести друзей и проявить свои лучшие качества.
Готовность ребёнка к обучению подразумевает, что все сферы психического развития готовы к усвоению норм и правил школьной жизни. Теперь давайте посмотрим, что же всё-таки нужно ребёнку для успешного обучения в школе:
- Мотивационная готовность. Желание идти в школу, вызванное адекватными причинами (учебными мотивами). Мотивационная готовность – это познавательный интерес, желание узнавать, что-то новое.
Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение : рисование, лепка, конструирование, а также самостоятельность и упорство : занятия в кружках и секциях.
- Эмоционально – волевая готовность. Умеет контролировать эмоции и поведение.
Эмоционально - волевая готовность - способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно. Адекватная самооценка и положительный образ себя. Умение сосредоточиться, управление эмоциями. Сформировать эти качества можно только через игру !
Интеллектуальная готовность. Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности. Интеллектуальная готовность – это умение думать, анализировать, делать выводы. Развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что - то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе. Способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкой моторики.
А вот умение писать, читать, считать, решать элементарные задачки, это лишь навыки, которым можно научить.
Не подавляйте исследовательский интерес юного естествоиспытателя, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте.
Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно - следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.
- Личностно – социальная готовность. Готов к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками.
Умеет ли ребенок общаться с детьми? Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята? Чувствует ли принятые в обществе нормы общения? Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение? Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями? У ребенка к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми.
Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.
Большое значение для дошкольного развития и формирования психологической готовности к школе имеют продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование и др.), в которых развиваются высшие формы регуляции деятельности — планирование, коррекция, контроль. Создать положительную установку на учебу также помогают экскурсии с ребенком в школу; рассказы родителей о своих школьных годах; организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей; семейное чтение художественной литературы.
Для того чтобы ребенок чувствовал себя в школе комфортно и не испытывал трудностей адаптации, нужно заранее, плавно подвести его к новой жизненной ступени. Начинать подготовку к школе лучше таким образом, чтобы ребенок воспринимал это как увлекательную игру и не чувствовал давления. Если ваш малыш пока не хочет идти в школу, важно помочь обрести ему уверенность в том, что он сможет хорошо выполнять свою работу, что это обязанность каждого человека, а интерес придет со временем.
Дети, которые с ранних лет посещают детские развивающие центры, более привычны к занятиям, и для них вхождение в новую школьную жизнь становится более спокойным. Тем не менее, для любого ребенка — самое важное — это внимание родителей и их активное участие при переходе на новую жизненную ступень.