Вы можете задать вопрос специалисту прямо на сайте.

Для этого заполните форму и отправьте нам.

Написать вопрос

Речевые игры для детей

Сентябрь 2013г.

Консультация учителя-логопеда Проненко О. А.

 

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильней речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Вот почему так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

В семье для ребенка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, четко произносить звуки, интересно рассказывать. В это Вам, уважаемые родители, помогут речевые игры. Играйте и получайте обоюдное удовольствие!

Для детей младшего дошкольного возраста.

1. “Звуковое лото”

Детям раздаются карты лото с картинками (6 штук) и фишки. Взрослый-ведущий называет звук и спрашивает у игроков: “У кого есть слово со звуком “ш-ш-ш”? Картинку с правильно найденным звуком ребенок закрывает фишкой. Выигрывает тот, кто закроет все картинки. Примечание: звук может находиться в начале, середине, конце слова. Усложнение: ведущий показывает букву и просит найти слово, в котором есть такой звук.

2. ” Какой слог лишний “

Ребенку предъявляется ряд слогов, один из которых - лишний.
Па - пу -пы - ба; Кы -ку -га -ка;
ТУ -ты -да - то; Со -су -зы -са;

3. “Наоборот”

Ребенку предлагается назвать слова противоположные по смыслу.
тихо - (громко), мелкий - (глубокий), редкий - (густой), чистый - (грязный), шершавый - (гладкий).

4. “О чем я говорю”

Ребенку предлагается угадать и подставить слово (согласование прилагательных и существительных в роде и числе)
Хмурое... (лицо, небо); дождливый... ( день); молодое ..(дерево); красная...(куртка, заря); вкусные …(яблоко).

5. «Собери слова в корзинку»

Оборудование: корзина (коробка), картинки с цветовыми различиями
яблоко, вишня, груша (на картинках – красный кружок);
стул, стол, кровать (на картинках – синий кружок);
шапка, фуражка, панамка (на картинках – желтый кружок);
тарелка, чашка, блюдце (на картинках – зеленый кружок);
Взрослый предлагает собрать картинки, например с красным кружком (карточки разложены по всей комнате). Когда ребенок отыщет все картинки, он должен назвать все их одним словом (обобщающим). В данном случае – фрукты. Усложнение: картинки
можно спрятать. Ребенок отыскивает их по инструкции, типа: дойди до шкафа, поверни налево, сделай 2 шага вперед, наклонись и т.д.

Для детей старшего дошкольного возраста.

1. Отгадай, кто это?

Взрослый произносит слова и предлагает ребенку подумать, какому животному они подходят: прыгает, грызет, прячется (заяц); грызет, шуршит, прячется (мышь); прыгает, грызет, рычит (лев), бодается, жует, блеет (баран), летает, порхает, охотится (стрекоза), шипит, извивается, ползет (змея), крадется, царапает, урчит (кошка), урчит, косолапит, спит (медведь), летает, плавает, шипит (лебедь), бодается, мычит, пасется (корова), стрекочет, летает, прыгает (сорока), стрекочет, прыгает, сидит (кузнечик), пасется, жует, ревет (олень), ползает, плетет, ловит (паук), летает, жужжит, ползает (жук), прыгает, бегает, лазает (белка).

2. Разложи слово

Взрослый просит ребенка объяснить слова: листопад (листья падают); ледоход, рыболов, самокат, пчеловод, землекоп, пешеход, ледокол, лесоруб, самосвал, трубочист, самолет, сороконожка, овцевод, хлеборезка, водопад, носорог, утконос, скороварка.

3. Сложи слово

Взрослый предлагает ребенку соединить 2 слова в одно: кофе варит – кофеварка; снег чистит; землю роет; полы трет; овощи режет; кофе мелет; сталь варит; мясо рубит; долго живет; огонь тушит; сладкое ест; все знает; мышей ловит; басни пишет; кору ест; сад разводит; по Луне ходит; по снегу ходит; воду проводит; снег падает.

4. Профессии

Взрослый просит ребенка подобрать слова, обозначающие профессию: Кто переносит багаж? (носильщик). Кто пасет табун коней? Кто вставляет стекла? Кто чинит часы? Кто танцует на сцене? Кто работает на кране? Кто торгует мороженым? Кто играет на барабане? Кто обманывает? Кто играет на трубе? Кто дрессирует животных? Кто убирает дворы? Кто играет на скрипке? Кто приносит почту? Какое слово не относится к профессиям?

5. Кузовок

Эту игру придумал В.И. Даль. Ведущий говорит: «Эй, веселая детвора, все пожалуйте сюда! Гляньте все на кузовок, он содержит всё на «ОК». Коробочка или лукошко передается от игрока к игроку, и каждый называет слово, оканчивающееся на «ок»: грибок, платок, гребешок, носок и т.д. Если кто-то не называет слово – отдает фант. В конце игры идет разыгрывание фантов.

6. Знакомая буква

Вариант 1: Ведущий показывает букву, игроки должны найти в окружающей среде предметы, начинающиеся на эту букву: П – пол, потолок, плинтус, палас, плафон, притолока, пианино, плед и т.д.

Вариант 2. Взрослый сообщает, что сегодня они отправляются в путешествие на отдых. Надо упаковать чемоданы. В первый сложим все вещи, которые начинаются на букву… К – колготки, карандаши, кошка, кастрюля, кактус и т.д. Затем заполняется следующий чемодан на другую букву и т. д.

7. Звери, рыбы, птицы

Ведущий объясняет, что каждому игроку нужно будет вспомнить название рыб, птиц или зверей. Повторяться запрещается. После чего он говорит, бормоча: звери, птицы, рыбы; звери, птицы, рыбы; звери, птицы, рыбы – громко выделяет голосом один из отрядов и указывает на игрока. Тот должен быстро назвать представителя данного отряда.

8. «Продолжи ряд»

Выделение первого и последнего звука в слове: БегемоТ - ТапкИ – ИголкА – АнанаС и т.д.

9. «Печатная машинка»

Звуковой анализ и синтез слов:

а) РАК - Р, А, К; МАШИНА – М, А, Ш, И, (напоминаем правило) Н, А.

б) Л, И, С, Т, О, К – ЛИСТОК; Л, О, Ш, А, Д, Ь – ЛОШАДЬ

10. «Замени звук»

  • первый звук в слове – на «Р»: хобот – робот; танец – ранец; забота-, мычать- , пугать- , макеты-, жакетка- , губка- , пыжик- , дом- , нога- , лама- , Тома- , козы- , высь- , поза- , мука- , мак- , газ- , кот- .
  • третий звук на «Р»: гонка – горка; ночка – норка, маска- , паста-, чушка- , метка- , тетка- , помог- , голод- , каста- , кошка- , дымка- , батон-, чашка- , почка- , канат- , банан- .
  • первый звук на «Ш»: тапка – шапка; чашка – шашка, топот – шепот; спала- , споры- , майка- , мышка- , накал- , фланг- , Гарик- , жаль- , дар-, мах-, бык- , мыло-, губы- , стык-
  • первый звук на «Т»: ропот – топот; ком – том; сон- , нолик- , волки- , ворс- , конус-, манго-, баран- , свист- , брус- .
  • первый звук на «С»: мало – сало; лайка – сайка, Клава-, палки- , топка-, Тоня- , дам- , бок- , дом- , кон- , бор- , лук- , торт- , мода- .

11. «Объяснялки»

Формирование понятия многозначности слова: «язык» - орган речи, русский (испанский) язык; вражеский (взять языка); язык у колокола; язык у ботинка;

«ключ» – от двери, ручей, код,

Слова: ручка, мина, рукав, иголка, и др.

12. «Загадки»

Узнавание предметов по описанию:

Что за птица? «К нашей кормушке каждый день прилетает птичка. Головка у нее черненькая, щечки - беленькие, спина и крылья зеленовато-серые, грудка желтая с черным галстуком (синичка)».

Кого я видел в зоопарке? «В клетке спал большой лохматый зверь. Шерсть у него густая, темно-коричневая. Уши – маленькие, хвост почти не виден. Лапы – мощные с когтями, морда - вытянутая с черным как будто кожаным носом (медведь)».

Пропала собака: «Песик беленький лохматый, глаза, как черные бусинки, нос черный влажный, лапы короткие, хвост веером (болонка)».

13. «Закончи фразу»

Знакомство с рифмой, умение подбирать правильную рифму:

  • Наш зеленый крокодил…
  • Где ты заинька гулял…
  • Серый волк по лесу рыщет…
  • Ехала машина по дороге… и др.

14. «Сочини рассказ»

Взрослый начинает рассказывать истории про веселых человечков, зверюшек, а дети продолжают. При затруднении взрослый задает наводящие вопросы:

Незнайка и Буратино: «Захотелось Незнайке собрать грибов. Пошел он в лес, но взял с собой удочку. Идет по лесу, песни распевает, а навстречу ему – Буратино…» Вопросы: О чем спросил он Незнайку? Узнал ли Буратино, что Незнайка собирается делать? Что посоветовал Буратино Незнайке?

Кошка и мышка: «Встретились кошка и мышка. Мышка раз – и юркнула в норку. А кошке очень хочется поймать мышку…» Вопросы: Как она станет выманивать мышку? Что ответит мышка?

15. «Снежный ком»

Учить запоминать предыдущие фразы, добавлять:

Я еду в Африку – Я еду в Африку и беру чемодан - Я еду в Африку и беру чемодан и ружье - Я еду в Африку и беру чемодан и ружье, чтобы охотиться на львов - Я еду в Африку и беру чемодан и ружье, чтобы охотиться на львов. Я буду их поставлять в зоопарк и т.д.

16. «Продолжи рассказ»

Коллективно сочинять по предложению:

Жили-были брат и сестра – жили они дружно и никогда не ссорились - Но вот однажды пошли они в лес и т.д.

17. Скороговорки:

На скамеечке у дома целый день рыдает Тома.

От топота копыт пыль по полю летит.

Проворонила ворона вороненка.

У киски у миски сливки скисли.

Водовоз вез воду из водопровода.

18. Чистоговорки:

РА_РА_РА_ новая игра.
РЫ_РЫ_РЫ – прилетели комары.
СА_СА_СА – в лесу бегает лиса.
ЖИ_ЖИ_ЖИ – вот колючие ежи.

19. Трудноговорки для взрослых:

Карл у Клары украл доллары, а Клара у Карла – квартальный отчет.

Наш голова вашего голову переголовит, перевыголовит.

В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.