Вы можете задать вопрос специалисту прямо на сайте.

Для этого заполните форму и отправьте нам.

Написать вопрос

«Учим детей мыслить»

Консультация Семкина Татьяна Михайловна, апрель 2021г.

 

Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлёными, любознательными, догадливыми, остроумными, сообразительными – иначе умными. Умён тот, кто умеет мыслить.

Мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности. Умным легче вырасти тому ребёнку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовал своё мышление сам. Но для этого нужны систематические родительские усилия, а не только занятия в детском саду.

1 ступенька «Почему это важно?»

- Итак, мы все хотим своему ребёнку только лучшего, поэтому, в первую очередь, должны понять, почему мышление – это важно. Представьте себе, что ваш ребёнок вырос и в силу обстоятельств попал в ситуацию, где нет готового решения, и человек имеет несколько вариантов выбора. Нужно найти тот, который с наименьшими потерями ведёт к результату. Так чего же в этой деятельности больше – воспоминаний о результатах «правильного» обучения или анализа ситуации?

Мнение родителей: безусловно, второго.

- Конечно, легче в описанных ситуациях тем, кто на протяжении учения (в школе, дома) и наблюдения явлений жизни постоянно попадал в ситуации выбора, имел опыт разрешения противоречий, «набивал шишки» и ошибался. Итак, уметь мыслить – значит уметь разрешать проблемы, пока учебные, а затем – жизненные и профессиональные, а для этого нужен опыт.

Умение мыслить универсально. Если ребёнок овладел им, он будет успешным во всех предметах.

2 ступенька «Мышление и думание»

Поднимаясь на следующую ступень, мы делаем вывод: хорошо развитое мышление не имеет предметных границ и помогает человеку и в освоении наук, и в жизни, и в профессии. И если хотите, чтобы ваш ребёнок был успешным, вам нужно включаться в процесс развития его мышления.

- Итак, мы понимаем мышление как искание и открытие нового, как решение проблем. Часто ли мы решаем проблемы и ищем новые решения? Очень редко. Мышление вообще – очень редкий процесс. Но вы можете возразить мне, утверждая, что мы почти никогда не можем застать себя не думающими. Верно, но «думание» и мышление – разные вещи. Думать включает в себя следующие процессы: воспоминание, представление, воображение. Они текут хаотично, неорганизованно и не дают продукта. Надо признать, что людей с неорганизованным мышлением очень много. Каждый, наверное, бывал в ситуации, когда, задумавшись, уходил мыслью так далеко, что удивлялся и пытался раскрутить ход мыслей назад, и это оказывалось очень нелегко, потому что он бесценен, хаотичен. Мышление же всегда имеет цель.

3 ступенька «Стратегии взрослых»

Вопросы как? почему? и зачем?  активизируют мышление, а вопросы что? какой?  когда?  и сколько? – это вопросы памяти. Чтобы ответить на вопрос «почему это произошло?» требуется собственное размышление ребёнка или обращение к взрослому. Вот тут взрослый выбирает разные стратегии прерывания размышлений ребёнка:

 1) подрастёшь – узнаешь (прерывание размышлений)

2) разжевать и положить в рот (воспитание интеллектуального иждивенчества)

3) а сам как думаешь? (поддержка познавательного интереса)

Сделаем вывод: взрослый должен дать ребёнку не готовый результат, а способ, с помощью которого он достигается.

 

4 ступенька: «Как научить ребёнка мыслить?»

- Прежде чем получить ответ на этот вопрос, давайте удивимся тому, что процесс мышления происходит по одной и той же схеме у ребёнка и у взрослого, неграмотного и учёного.

 

                                        Алгоритм процесса мышления

•  Усмотрение противоречия (что-то не так, что-то не то), сопровож­дающееся тревогой, отрицательными эмоциональными состояниями.

•   Осознание проблемы и возникновение желания ее разрешить (про­блемная ситуация), которые в эмоциональном плане порождают интерес; мотивацию к решению.

•  Поиск решения - процесс выдвижения гипотез, а не перебор го­товых, уже имеющихся решений; в эмоциональном плане - азарт и раз­очарования.

•  Момент нахождения решения сопровождается, как прави­ло, яркими положительными эмоциями, радостью, восторгом.

•  Проверка решения (у детей необязательна, если найденный ответ, даже неверный, удовлетворяет ребенка, чаще всего он за подтверждением обращается к взрослым); эмоциональное состояние - чувство удовлетворения или досады, если ответ неправильный.

Вывод: мыслить детей учим через создание проблемных ситуаций и решение проблем, при этом проблемный материал должен быть разнообразным.

 

5 ступенька: «Ура! Мы победим!»

Мы убедились, что мышление – процесс сложный. Мыслить нельзя заставить. Родителям, поставив проблему, не надо торопиться, подсказывать решение, а набраться терпения и мудрости и дать мышлению «разогнаться».

Мы желаем вам успеха на трудном пути восхождения к высотам. Пусть этот путь дети пройдут вместе с вами. И тогда, наверняка, он будет для вас не только трудным, но и счастливым.

Хотим вам предложить советы и ряд упражнений, которые можно использовать в практике семейного воспитания, которые, надеемся, помогут вам в этом очень важном деле.

 

                                                                           Спасибо за внимание!