Консультация Семкина Татьяна Михайловна, апрель 2021г.
Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлёными, любознательными, догадливыми, остроумными, сообразительными – иначе умными. Умён тот, кто умеет мыслить.
Мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности. Умным легче вырасти тому ребёнку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовал своё мышление сам. Но для этого нужны систематические родительские усилия, а не только занятия в детском саду.
1 ступенька «Почему это важно?»
- Итак, мы все хотим своему ребёнку только лучшего, поэтому, в первую очередь, должны понять, почему мышление – это важно. Представьте себе, что ваш ребёнок вырос и в силу обстоятельств попал в ситуацию, где нет готового решения, и человек имеет несколько вариантов выбора. Нужно найти тот, который с наименьшими потерями ведёт к результату. Так чего же в этой деятельности больше – воспоминаний о результатах «правильного» обучения или анализа ситуации?
Мнение родителей: безусловно, второго.
- Конечно, легче в описанных ситуациях тем, кто на протяжении учения (в школе, дома) и наблюдения явлений жизни постоянно попадал в ситуации выбора, имел опыт разрешения противоречий, «набивал шишки» и ошибался. Итак, уметь мыслить – значит уметь разрешать проблемы, пока учебные, а затем – жизненные и профессиональные, а для этого нужен опыт.
Умение мыслить универсально. Если ребёнок овладел им, он будет успешным во всех предметах.
2 ступенька «Мышление и думание»
Поднимаясь на следующую ступень, мы делаем вывод: хорошо развитое мышление не имеет предметных границ и помогает человеку и в освоении наук, и в жизни, и в профессии. И если хотите, чтобы ваш ребёнок был успешным, вам нужно включаться в процесс развития его мышления.
- Итак, мы понимаем мышление как искание и открытие нового, как решение проблем. Часто ли мы решаем проблемы и ищем новые решения? Очень редко. Мышление вообще – очень редкий процесс. Но вы можете возразить мне, утверждая, что мы почти никогда не можем застать себя не думающими. Верно, но «думание» и мышление – разные вещи. Думать включает в себя следующие процессы: воспоминание, представление, воображение. Они текут хаотично, неорганизованно и не дают продукта. Надо признать, что людей с неорганизованным мышлением очень много. Каждый, наверное, бывал в ситуации, когда, задумавшись, уходил мыслью так далеко, что удивлялся и пытался раскрутить ход мыслей назад, и это оказывалось очень нелегко, потому что он бесценен, хаотичен. Мышление же всегда имеет цель.
3 ступенька «Стратегии взрослых»
Вопросы как? почему? и зачем? активизируют мышление, а вопросы что? какой? когда? и сколько? – это вопросы памяти. Чтобы ответить на вопрос «почему это произошло?» требуется собственное размышление ребёнка или обращение к взрослому. Вот тут взрослый выбирает разные стратегии прерывания размышлений ребёнка:
1) подрастёшь – узнаешь (прерывание размышлений)
2) разжевать и положить в рот (воспитание интеллектуального иждивенчества)
3) а сам как думаешь? (поддержка познавательного интереса)
Сделаем вывод: взрослый должен дать ребёнку не готовый результат, а способ, с помощью которого он достигается.
4 ступенька: «Как научить ребёнка мыслить?»
- Прежде чем получить ответ на этот вопрос, давайте удивимся тому, что процесс мышления происходит по одной и той же схеме у ребёнка и у взрослого, неграмотного и учёного.
Алгоритм процесса мышления
• Усмотрение противоречия (что-то не так, что-то не то), сопровождающееся тревогой, отрицательными эмоциональными состояниями.
• Осознание проблемы и возникновение желания ее разрешить (проблемная ситуация), которые в эмоциональном плане порождают интерес; мотивацию к решению.
• Поиск решения - процесс выдвижения гипотез, а не перебор готовых, уже имеющихся решений; в эмоциональном плане - азарт и разочарования.
• Момент нахождения решения сопровождается, как правило, яркими положительными эмоциями, радостью, восторгом.
• Проверка решения (у детей необязательна, если найденный ответ, даже неверный, удовлетворяет ребенка, чаще всего он за подтверждением обращается к взрослым); эмоциональное состояние - чувство удовлетворения или досады, если ответ неправильный.
Вывод: мыслить детей учим через создание проблемных ситуаций и решение проблем, при этом проблемный материал должен быть разнообразным.
5 ступенька: «Ура! Мы победим!»
Мы убедились, что мышление – процесс сложный. Мыслить нельзя заставить. Родителям, поставив проблему, не надо торопиться, подсказывать решение, а набраться терпения и мудрости и дать мышлению «разогнаться».
Мы желаем вам успеха на трудном пути восхождения к высотам. Пусть этот путь дети пройдут вместе с вами. И тогда, наверняка, он будет для вас не только трудным, но и счастливым.
Хотим вам предложить советы и ряд упражнений, которые можно использовать в практике семейного воспитания, которые, надеемся, помогут вам в этом очень важном деле.
Спасибо за внимание!