Профилактика дисграфии

Консультация учителя-логопеда, Власенко Елены Николаевны

Родителям будущих первоклассников!

Отправляя ребенка в первый класс, каждый из родителей надеется на то, что его малыш будет успешен и талантлив. С началом обучения некоторые дети сталкивается с различными трудностями обучения. Одна из самых актуальных проблем – это нарушение письма – дисграфия.

Дисграфия — это частичное на­рушение процесса письма, проявляющееся в стой­ких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функ­ций, участвующих в процессе письма.

Одной из причин, при которой ребенок не в состоянии овладеть грамотным письмом является общее недоразвитие речи. То есть дети приходят в школу, а значит и приступают к изучению грамматических правил, с недостаточно сформировавшейся устной речью. У них бедный словарный запас, они неправильно употребляют предлоги, приставки и окончания слов, дефектно произносят многие звуки. А поскольку письменная речь - это перенесение на бумагу речи устной, то она никак не может быть умнее и правильнее той устной речи, которой обладает каждый конкретный человек.

Л.Г. Парамонова в своей книге «Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом», освещает основные причины дисграфии и предлагает речевой материал для занятий с детьми, который поможет родителям, целенаправленно подготовить ребенка к успешному усвоению школьной программы по русскому языку и предупредить появление у него дизорфографии.

Иными словами, основная причина неуспеваемости многих учащихся по русскому языку кроется в том, что еще до прихода в школу у них не была сформирована та база, на которой в дальнейшем основывается усвоение всех грамматических правил и при отсутствии которой их усвоение становится невозможным. Что же подразумевается под такой базой?

Это, во-первых, достаточно богатый и правильно систематизированный словарный запас при правильном понимании ребенком смыслового значения слов и, во-вторых, устойчивое владение им грамматическими нормами языка в устной речи.

Богатый словарный запас и точное понимание смыслового значения слов позволяют учащимся быстро и правильно подбирать однокоренные проверочные слова, что необходимо для применения на практике большинства грамматических правил. Детям же с бедным словарным запасом подбирать и выбирать такие слова просто не из чего, поэтому даже хорошо выученные правила они, говоря словами родителей, «не умеют» применять на практике.

Наиболее быстрым путем обогащения словарного запаса и уточнения смыслового значения слов является путь вооружения ребенка навыками словообразования, то есть навыками образования одних слов от других.

При нормальном ходе речевого развития к началу школьного обучения у ребенка полностью заканчивается дограмматический период усвоения языка. Это значит, что свою устную речь он строит уже в полном соответствии с грамматическими нормами языка, хотя еще не имеет никакого понятия ни о частях речи, ни о падежах, предлогах и пр. В школе ему, по сути, останется лишь усвоить названия тех вещей, которыми он уже давно владеет на практике. Поэтому у таких детей обычно не возникает трудностей с усвоением правописания падежных окончаний, употребления предложных конструкций и пр. и грамматические правила спокойно ложатся на надежную и прочную базу правильно сформировавшейся устной речи.

Дети же с отставанием в речевом развитии начинают изучение грамматических правил в условиях незаконченного формирования устной речи, в которой неправильно употребляются многие грамматические формы и прежде всего окончания слов. Это резко затрудняет усвоение учащимися правил орфографии, поскольку в этот процесс постоянно вмешивается их далекая от совершенства устная речь. Например, во множественном числе родительного падежа в словах типа «деревьев», «стульев» следует писать окончание -ьев, но если ребенок привык говорить «стулов» и «деревов», то в большинстве случаев именно эта привычка неправильного выговора одерживает верх над изучаемыми им правилами правописания падежных окончаний. Более того, эти правила воспринимаются ребенком как нечто насильно навязываемое и совершенно ему непонятное. В подобных случаях у учащихся развивается так называемая дизорфография - они пишут как бы «вопреки» изучаемым в школе правилам орфографии.

Таким образом, при недостаточно сформированной устной речи - этой необходимой базы для овладения речью письменной - последняя в принципе не может стать полноценной, потому что вся изучаемая в школе теория будет находиться в постоянном противоречии с неправильной практикой устной речи учеников. А это значит, что если ребенку дошкольнику не будет оказана необходимая помощь в формировании его устной речи, то он не сможет овладеть грамотным письмом. При этом упущения дошкольного возраста дают о себе знать на протяжении всех лет обучения в виде хронической неуспеваемости по русскому языку.

Учитывая все эти особенности, подготовка детей к школе является на сегодняшний день одним из важнейших направлений в работе детского сада с детьми старшего дошкольного возраста. Важно помочь ребенку овладеть навыками, умениями, элементами грамоты, и тогда профилактика дисграфии в дошкольном возрасте за счет устранения ее предпосылок позволит направить в школу подготовленного ребенка.

Желаем удачи!