Наступило долгожданное лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя о них забывать.
Закрепление или автоматизация звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами.
Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.
Знания и умения будущих первоклассников в различных областях.
Общий кругозор:
7-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:
свое имя, фамилию и отчество; свой возраст и дату рождения;
фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы; имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
свой адрес; страну, в которой живет, и ее столицу; основные достопримечательности своего города/поселка/деревни;
основные цвета и их оттенки; части тела человека; предметы одежды, обуви, головные уборы; профессии, виды спорта; виды наземного, водного, воздушного транспорта;
известные русские народные сказки; великих русских поэтов и писателей (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Тютчев Ф.И., Есенин С.А. и др.) и их самые известные произведения.
Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с родителями, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к школьному возрасту наверняка имеются.
Развитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты): уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для чтения и письма.
Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.
Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка.
Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.
Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи – это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий. Предлагаю вам несколько интересных игр, которые можно применять, начиная с этапа автоматизации звука в слове.
Детям дошкольного возраста, очень трудно концентрировать свое внимание на тех действиях, которые им предлагают взрослые. Но заниматься с малышом все равно нужно. Мне хотелось бы рассказать, как правильно организовать занятия, чтобы удержать внимание даже подвижного ребенка.
Пальчиковые игры это не только увлекательное развлечение, но и полезные упражнения для активации работы мозга.
Проводить пальчиковые игры нужно ежедневно в течении 6-8 минут. Комплекс включает в себя 6-8 упражнений для пальцев, кисти, предплечья, плеча.
Развивая мелкую моторику рук, мы помогаем ребёнку, если у него есть задержки в развитии речи; готовим руку к письму; тренируем внимание, пространственное мышление.
Такие игры можно проводить с ребёнком каждый день:
«Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
Каждый родитель хочет, чтобы умелые пальчики его ребёнка хорошо держали карандаш, рисовали, строили из конструктора.
Если постоянно тренировать пальчики ребёнка, это будет значительно повышать работоспособность головного мозга. Доказано, что чем лучше развиты движения пальцев рук у детей, тем лучше будет развита речь. Моторика рук – это основа развития всех физических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь).
У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учёными доказано, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Для развития мелкой моторики необходимо сочетать пальчиковую гимнастику с самомассажем кистей и пальцев, используя для этого «сухой бассейн».
Для создания «сухого бассейна» небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12 - 15 см ) нужно заполнить на 8 см промытым и просушенным горохом или фасолью.
Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребёнка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения координированными.
Все мы знаем, что наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свою работу. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, оперирует фактами и терминами, выполняет различные мыслительные операции. Что же делает правое полушарие? А правое полушарие – это наша интуиция, образное мышление, фантазия и творческие способности.
Левополушарных людей в природе большинство. Правое же полушарие практически бездействует. А то, что не используется, со временем деградирует. У значительной части взрослого населения такая функция правого полушария, как воображение, практически не используется — взрослые разучились мечтать и фантазировать.
Результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводятся домашним заданиям. Логопедическое домашнее задание - это индивидуальная форма учебной деятельности дошкольника, которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со стороны учителя-логопеда, но по его поручению.
Каково значение логопедического домашнего задания? Выполнение домашних заданий является огромной помощью логопеду. Дети, которые занимаются дополнительно дома с родителями по заданиям логопеда, гораздо быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только поставленные звуки, но и сложные речевые конструкции.
Самое главное, что должны понять родители, — без их участия не достигнуть желаемых результатов.
Польза чтения для детей неоспорима. Многие родители стараются привить малышам с самого раннего возраста любовь к книгам, и потому читают своим детям сказки перед сном.
Это необходимо не только для развития детского воображения, расширения кругозора, привития любви к чтению, но и развитию речи.
Сказки, рассказанные или прочитанные на ночь, имеют массу положительных свойств. Прежде всего, мама или папа, рассказывающие перед сном сказку, вызывают у ребёнка чувство комфорта и защищённости. Чтение успокаивает малыша, и он крепче и спокойнее спит, гораздо лучше, чем при засыпании под мультики.
Занятия логоритмикой способствуют развитию речи ребенка, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками, способствуют уточнению артикуляции, развитию фонематических процессов, расширению лексического запаса, совершенствованию общей и мелкой моторики, формируется музыкальный слух, развиваются эмоциональная сфера и творческие способности, в результате чего появляется уверенность в себе.
Логопедическая ритмика развивает у детей двигательную сферу: тренирует чувство равновесия при ходьбе, беге и прыжках, способность ориентироваться в пространстве, развивает быстроту, силу, ловкость движения кистей и пальцев рук. Дети учатся правильно дышать, ходить, отстукивать ритм, правильно артикулировать звуки.
Одной из самых увлекательных детских игр по праву считается ребус.
Ребус – это загадка, головоломка, состоящая из сочетания букв, слов, цифр, картинок и знаков препинания. Задача решающего – проанализировав изображения и символы-подсказки, распознать зашифрованное слово. Одна из основных прелестей ребусов в том, что у них практически нет возрастных ограничений! Самые юные эрудиты любят такие задачки из-за ярких веселых картинок, детям постарше просто интересно решать такие головоломки. Чего уж говорить, разгадывать ребусы настолько увлекательно, что порой от них сложно оторваться даже взрослому.
Речь ребенка совершенствуется на протяжении всей жизни, но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи.
Игры на развитие речи детей начиная с самого раннего возраста.
Язык – мерило бытия нации, ее нравственности и даже физического благополучия, здоровья людей. Через язык человек познает добро и зло, испытывает их воздействие и постигает, что может сам творить словом.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их активное взаимодействие.
Современные этапы развития дошкольного воспитания характеризуются повышением его качества. Одним из условий повышения качества является работа учреждения в поисковом режиме. Методическая работа в нашем учреждении часть целостной системы непрерывного образования, направленная на углубление, актуализацию знаний, умений и навыков педагогов, основанных на достижениях науки и передового опыта, способствующих повышению профессионального мастерства, развитию творческого потенциала, необходимого для качественной воспитательно-образовательной работы в ДОУ. В современной образовательной системе педагоги учреждения вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации.
Консультация для родителей, советы учителя-логопеда Власенко Елены Николаевны
Написали мне в тетради
Трудное задание.
Папа с мамою сказали:
- Что за наказание! (частушка о выполнении логопедических заданий дома)
Выполнение еженедельного домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и дает возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребенка.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе индивидуального развития организма параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.