Консультация учителя-логопеда, Власенко Елены Николаевны
Уважаемые родители, рассмотрите игры, упражнения, задания на развитие мелкой моторики рук, которые вы можете использовать, занимаясь с детьми, это принесет массу приятных впечатлений вам и вашим детям!
1. Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.
«Сухой бассейн»: в емкость с крупой опускают мелкую игрушку, и ребенок старается на ощупь ее отыскать и определить «что это?».
«Чудесный мешочек»: опознание предметов, фигурок букв или цифр на ощупь поочередно правой и левой рукой спрятанных в непрозрачном мешочке.
2. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
Игры с грецким орехом: ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает: «Я катаю мой орех, чтоб он стал круглее всех».
Всевозможные другие пальчиковые игры со стихами.
3. Игры со шнурами, веревочками, нитями (плетение пальчиками косичек, узлов, «узоров-путаниц» и др.).
4. Игры с резиновыми игрушками «Сильные ладошки»: ребенок сжимает резиновую игрушку – она издает звуки (например, резиновый ежик), использование мягкого эспандера для рук.
5. Работа с бумагой: складывание, вырезание, создание оригами, выполнение аппликации и др.
6. Лепка из пластилина, глины, соленого теста предметов, сюжетов, фигур, букв, цифр и др.
7. Игры с мозаикой, забавы с бусинками, пуговицами (выкладывание из них дорожки, выкладывание фигур, предметов, цифр, букв).
8. Игры с сюрпризными моментами: закручивание и откручивание крышек и пробок, закрывание и открывание замков.
9. Нанизывание на веревочку - бусин, пуговиц, даже макаронин.
10. Рисование (индивидуальный или совместный рисунок):
- закрашивание и раскрашивание (при этом штрихи должны плотно прилегать друг к другу и не выходить за границы рисунка, а сам рисунок должен содержать множество мелких деталей);
- штриховка фигур, обведение по контуру;
- рисование нетрадиционными способами: ладошками, пальчиками, ватными палочками;
- рисование с помощью трафаретов,
- рисование пальчиками на подносе по крупе.
11. Пальчиковые игры с палочками (ребенок собирает счетные палочки одними и теми же пальцами обеих рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д., либо выкладывает из них различные узоры).
12. Работа с природным материалом (используются шишки, желуди, листья и т.п.); украшение поделок с помощью круп и природного материала.
13. Пальчиковый театр и игры с мелкими предметами (пальчиковыми игрушками, киндер-игрушками, бусинками, бисером, пробками).
14. Игры с различного вида конструкторами.
Уважаемые родители!
Выбирайте игры и задания, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку, не допускайте его переутомления.
В ходе игры старайтесь больше разговаривать с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки, сочиняйте сказки и истории.
Старайтесь попробовать в течение определенного времени как можно больше различных игр на развитие мелкой моторики, но помните, что нельзя занимайтесь всем сразу.
Не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии.
Пальчиковые игры и задания должны приносить ребенку радость!
Помните: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новым видом деятельности, новой информацией, нужно превратить обучение в игру; не забывайте поддерживать и хвалить ребенка за каждый успех!
Работа по развитию мелкой моторики руки должна проводиться регулярно, как в совместной деятельности взрослого (родителей) с ребенком, так и ребенком самостоятельно.