«Культура нашей речи зарождается в семье!»

«Культура нашей речи зарождается в семье!»

Консультация учителя-логопеда, Власенко Елены Николаевны.

Язык – мерило бытия нации, ее нравственности и даже физического благополучия, здоровья людей. Через язык человек познает добро и зло, испытывает их воздействие и постигает, что может сам творить  словом.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их активное взаимодействие.

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, становится частью общества, учится организовывать собственную деятельность. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе ДОУ невозможно.    Процесс получения ребенком новых знаний о мире не должен ограничиваться только детским садом. Полноценное воспитание дошкольника происходит только в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения.

Речь ребенка зависит от многих факторов и прежде всего от социальной среды. Массовое  явление, связанное  с низким уровнем речевого развития, обусловлено серьезными причинами: социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей, компьютеры, телевидение, интернет широко вошли в нашу повседневную жизнь, заменив собой живое общение.

Слово, речь – это мир, в котором мы постоянно пребываем. Вслушаемся в нашу речь, в слова, которые звучать вокруг нас: на улице, в транспорте, во дворе, в учреждениях, в СМИ. Все чаще можно услышать  многозначительное «вау» - вопль, достойный существа самого низкого уровня  развития, испытавшего эмоции: радость, удивление, восторг, восхищение, изумление. Вместо доброго: «до встречи», «до свидания», «всего хорошего», «до завтра» - «Пока!»

Современным детям не хватает обычного человеческого общения. Общения физического, а не только обмена информацией. Дети, которые больше общаются с родителями, бабушками, друзьями, развиваются гораздо более гармонично. Именно поэтому нужно развивать речевую культуру в семье, в которой будет расти и развиваться ребенок.

Роль родителей в речевом развитии занимает главенствующую позицию. От культуры речи взрослых, от того, как общается родитель с ребенком, сколько времени и сил уделяет речевому общению с ним, зависят успехи дошкольника в усвоении родного языка.

Родителям необходимо помнить:                                 

1. Речь взрослого лучше воспринимается детьми, если она эмоционально окрашена, доброжелательна и спокойна. Постарайтесь не допускать в разговоре с детьми повышенного, раздраженного тона.

2. Правильно произносимые родителями звуки родного языка - образец для речи детей. Недопустимо "подлаживание" под детскую речь, сюсюканье.

3. Чем разнообразнее и богаче словарь взрослого, чем ярче насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети. Активно используйте устное народное творчество, пословицы, поговорки. Читайте детям произведения художественной литературы, учите с ними стихи, беседуйте.

4. Общаясь с детьми, родителям следует не спешить, т.к. торопливая речь непонятна и трудна для детей.

5. Родителям нужно критично относиться к своей речи, не использовать слова и выражения, которые засоряют речь: «короче»; «типо-того».

6. Очень важно научить ребенка правильно и последовательно пересказывать содержание книг, четко высказывать свои мысли. Просить ребенка рассказывать о том, что его окружает, где он был, что интересного увидел или узнал. Пусть ребенок отвечает на  вопросы родителей полными предложениями, а не однословно "да", "нет".

7. Гуляя с детьми, родителям следует обращать внимание на явления в природе. Например, зимой. Зимой часто идет снег. Понаблюдать, как он падает, как во время снегопада снег кружится в воздухе. Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большей частью, и бессознательно взрослые в семье.

Родители привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому не помогают им усваивать правильную речь. Логопед может помочь родителям правильно организовать эту работу. Поэтому необходимо посещать родителям индивидуальные консультации, на которых рассматриваются индивидуальные особенности всех сторон речи ребенка (словаря, грамматического строя, звукопроизношения) и наметить коррекционные мероприятия. Помощь детям тогда будет эффективной, когда к их речи и поведению предъявляют единые требования (и дома, и в детском саду). Это вполне достижимо, если родители будут посещать групповые логопедические занятия и консультации. Участие родителей в коррекционном процессе очень полезно как для ребенка, так и для самих родителей.  Только в тесном контакте с родителями, повышая их речевую культуру, можно добиться положительных результатов в коррекции речевых недостатков у ребенка.

Чтобы знания «работали», родителям нужно обладать педагогическим тактом, выдержкой, соблюдением единства требований к ребенку со стороны всех взрослых членов семьи.

Таким образом,  повышение речевой культуры родителей  является важной частью повышения их педагогической культуры. В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, инициатором установления которого являются педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей.