«Музыкальное восприятие»

Проблема музыкального восприятия является одной из наиболее сложных в музыкальной педагогике из-за субъективности этого процесса и, несмотря на массу исследований в данной области, во многом еще не решена. В научных источниках понятия «восприятие музыки» и «музыкальное восприятие» часто отожествляются.

Музыкальное восприятие развивается во всех видах музыкальной деятельности ребёнка: пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах. Наряду с этим, музыкальное восприятие выступает и как самостоятельный вид музыкальной деятельности,который реализуется посредством раздела «Слушание музыки». В процессе музыкального занятия дети учатся слушать и слышать музыку, анализировать её.

«Живое» исполнение музыки или аудиозапись -  один из важнейших элементов в развитии музыкального восприятия. А с помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог может не только привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, интересы.

Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, необходимо сочетать восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания.

Малыши эмоционально откликаются на музыку, слышат ее общее настроение, темповые, динамические особенности. С помощью педагога они высказываются о характере музыки, пытаются в элементарных движениях передать музыкальные образы, согласовывать действия соответственно смене частей музыкального произведения.

Ребята подготовительной группы отличаются возросшим уровнем интеллекта, определенным жизненным и музыкальным опытом. Это позволяет преподнести им в доступной форме некоторый объем теоретических знаний о музыке, дать представление о средствах музыкальной выразительности.

Форма занятия не позволяет включать в себя развёрнутые беседы о музыке и продолжительное слушание музыкальных произведений. Поэтому музыку можно слушать и в процессе иной деятельности. Это имузыкальные встречи, и беседы, и тематические концерты.