.

«Полезные речевые игры летом»

                                                                                                                                                                                                                 Консультация учителя-логопеда, Власенко Елены Николаевны.

Наступило долгожданное лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя о них забывать.

Закрепление или автоматизация звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. 

Также обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).   

Давайте рассмотрим игры и упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки и  т.д.

Главное следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения, исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова.  Поправляйте речь ребёнка спокойно, произнося слово, верно.

Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4?)

Придумывание слов с определённым количеством звуков.

Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а).

Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к лову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).

Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)

Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых 4-5 звуков.

Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на  3-ем месте. (Шуба, уши, кошка.)

Составление слов различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, стол, волк.  и т.д.

Поиграли со звуками? Можно поиграть и со словами!

Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много- сады,  гулял где за садом. Много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)

Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительно-ласкательные формы и т. д.): Дом-домик, стол-столик.

  • Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …, маленькая куколка, а большая …,
  • Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …
  • Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у   коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.
  • Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.
  • У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.
  • Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.
  • Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)
  • Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

Совместный отдых детей и родителей благоприятно сказывается на развитии связной речи ребенка!

Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.

Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.

Расспрашивайте о важных для него событиях.

Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.

Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.

Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложения по заданным словам и т.д.

Возьмите себе за правило, вечером обсуждать с ребенком положительные моменты прошедшего дня, учите его делиться своими яркими впечатлениями!

Пусть ваш отдых будет незабываемым!